Так, например, в одном из аятов сказано: «Вам [мусульманам] дозволена пища обладателей Писания и им разрешается ваша пища».
Важно отметить, что данное положение на практике имеет узкое применение и, как правило, действует только в крайних случаях, когда невозможно найти Халяль пищу. Несмотря на это, некоторые мусульмане проводят параллель между этим положением и сертификацией Халяль продукции, подводя к тому, что не мусульмане, так же, как и сами мусульмане, могут заниматься сертификацией данной продукции.
По-видимому, те мусульмане, которые считают подобное дозволенным, рассматривают сертификацию Халяль продукции простым делом, которое могут выполнять и не мусульмане, в том числе представители других конфессий.
Подобная позиция является явно ошибочной по той простой причине, что положение о дозволенности пищи Людей Писания — это одно, а сертификация продукции «Халяль» — совсем другое. Ведь последнее основано на принципе «свидетельство» и «подтверждение», выражающееся арабским словом «шахада» и никакого отношения к положению о дозволенности пищи Людей Писания не имеет.
Следует сразу же заметить, что согласно единогласному мнению учёных-богословов, основанном на аятах Священного Корана и изречениях Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), свидетельство (шахада) кого-либо в вопросах, имеющих прямое отношение к религии Ислам, принимается только в том случае, если оно произносится исключительно мусульманином. Так, например, свидетельство о наступлении месяца Рамадан посредству наблюдения за появлением новолуния в конце месяца Ша‘бан принимается только в том случае, если за его наблюдением проследил мусульманин.
Говоря более детально, по мнению большинства учёных-богословов, свидетельство, имеющее отношение к религии Ислам, принимается только в том случае, если оно приводится, человеком, соответствующим следующим требованиям:
- должен быть [практикующим] мусульманином,
- совершеннолетним,
- иметь здравый рассудок,
- отличаться своей праведностью и богобоязненностью,
- должен обладать ясным умом и памятью, а также способностью хорошо воспроизводить информацию.
В качестве аргументации ученые-богословы ссылаются на аяты Священного Корана, например, на следующие:
- «И не бывать тому, чтобы Аллах дал победу [преимущество] неверным [в том числе всем тем, кто не является мусульманином] над верующими» ,
- «О вы, которые уверовали! Если какой-либо нечестивый (не верующий и не являющийся мусульманином) пришёл к вам с какой-то вестью, удостоверьтесь в правильности сообщения и разузнайте, правдив ли он» и некоторые другие аяты.
Кроме этого в качестве аргументации следует упомянуть, что международные стандарты сертификации Халяль продукции гласят, что органами сертификации Халяль продукции могут быть только мусульмане. Так, например, в стандартах ОИС (Организация Исламского Сотрудничества) приводится следующее: «Орган по сертификации Халяль должен обеспечить, чтобы весь персонал, участвующий в аудиторской и сертификационной деятельности, состоял из мусульман, был технически компетентным и этически приверженным Исламской трудовой этике» .
Таким образом, ссылаясь на всё вышесказанное, сертификацией Халяль продукции могут заниматься только мусульмане, поскольку главная суть сертификации сводится к свидетельству о статусе «Халяль» той или иной продукции, а также является подтверждением этого статуса. При этом люди, занимающиеся этой работой, берут на свою советь ответственность за это перед самим Всевышним, а также перед всеми мусульманами, которые будут потреблять данную продукцию.
Подготовлено Динаром Садыковым и экспертом по Шариату Маратом Замальдиновым
05.08.2021